Главная / ДЕТИ / Методика Береславского: «Даже трехлетний ребенок способен обставить вас в шахматы!»

Методика Береславского: «Даже трехлетний ребенок способен обставить вас в шахматы!»

По мнению Леонида Береславского, учить маленьких детей даже сложным (с точки зрения взрослых) наукам и искусствам вполне возможно. Причем с большим успехом! «Коньком» методики Береславского всегда была игра в шахматы, которая по мнению автора методики, превосходно развивает у ребенка логическое мышление, память и острый ум уже в трехлетнем возрасте…

  • Методика Береславского: «Даже трехлетний ребенок способен обставить вас в шахматы!»

    Даже если вы пытаетесь обучить малыша сложным (на ваш взгляд), серьезным и важным наукам, процесс обучения должен выглядет не более, чем игра. Смотреть галерею

Леонид Береславский: из физиков – в педагоги

Береславский Леонид Яковлевич не всегда работал на педагогическом поприще. По профессии он физик и изобретатель. Поэтому неудивительно, что одной из главных задач воспитания ребенка Леонид Яковлевич всегда видел развитие у того логического мышления. Накопив достаточный опыт наблюдения за меленькими детьми, в начале 90-х годов Береславский возглавил школу раннего детского интеллектуального развития.

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Одно из необходимых требований методики Береславского — это комфортная обстановка во время обучения. Для ее обеспечения занятия в группах проводят с малым количеством детей, особенно это касается учеников раннего возраста. Со старших групп уже можно расширять состав, до четырех-пяти человек. Важно, чтобы уровень развития детей в группе был примерно одинаковым.

Автор методики Береславского не был бы профессором физики, если бы не использовал в методологии программы глубокие знания человеческой нейропсихологии. Проведенные Леонидом Береславским наблюдения помогли ему понять, в каком возрасте и какие именно способности нужно развивать у детей. Характерная черта методики Береславского в том, что здания подбираются для каждого месяца жизни ребят, а при составлении программы учитывается связь возраста и способности совершать простейшие логические операции. И очень важно не пропускать ключевые этапы раннего развития ребенка, иначе потом будет трудно «наверстать» ту или иную область знаний.

Согласно методике Береславского, в возрасте трех лет нужно давать ребенку задачи на внимание. В возрасте трех с половиной – предлагать малышу тесты на классификацию. В четыре года решать с ним упражнения, направленные на упорядоченность действий. И так далее.

Основные принципы методики Береславского

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  • 1 Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  • 2 Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  • 3 Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  • 4 Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  • 5 Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Советы тем, кто использует методику Береславского

Для того чтобы заниматься с ребенком по методике Береславского, родителям необязательно приезжать в специализированный центр. К тому же не во всех городах они есть. Учиться можно и на расстоянии. Однако для этого родителям нужно набраться терпения и внимания. Для начала придется заполнить специальную анкету, потом методисты вышлют вам тестовые задания, которые нужно будет выполнить вашему ребенку. И уже по результатам заданий педагоги подготовят упражнения. Все необходимые консультации по ходу обучения родители могут получить через переписку со специалистами методики Береславского.

Практические материалы методики Береславского довольно обширны – диагностические карточки, авторские упражнения, электронные тренажеры. Однако если вы хотите попробовать методику в домашних условиях, у вас есть воспользоваться простым и одновременно мощным инструментарием, которому и сам автор методики всегда отдает предпочтение. Это шахматы – древняя сложная игра, которая укладывается в простую деревянную коробку. Шахматы есть почти в каждой семье.

Как играть в шахматы с ребенком?

Пространство шахматных фигур — это прекрасный способ заинтересовать ребёнка начать изучать такую науку, как логика. В своей методике Береславский описывает шахматный мир как сказку, в которой шахматные фигуры «ходят к друг другу в гости». Так же следует поступить и родителям. А детям останется запомнить, по каким маршрутам фигуры ходят в гости друг к другу, то есть по каким правилам они передвигаются по шахматной доске.

Методика Береславского: «Даже трехлетний ребенок способен обставить вас в шахматы!»

Для наглядности ходы, или скорее, похождения фигур можно сопровождать придуманными поговорками или стишками. Например, шахматный слон будет путешествовать по диагоналям доски под строчки: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а шахматный конь будет перепрыгивать через фигуры и ходить буквой Г под звуки «Иго-го».

Расставь фигуры и прогуляй лошадку

На шахматной доске можно играть и в другие игры. Например, в игру «Расставь фигуры». Сначала ребенку нужно показать классическую расстановку шахматных фигур – вторая и предпоследняя горизонталь заняты пешками, первая и восьмая – фигурами. После того, как ребенок запомнит, где стоят пешки, а где фигуры – все фигурки «отправляются по домам», то есть в ящик. А затем «начинается новый день» и фигуры должны снова «выйти на работу» и занять правильные места. Когда ребенок научится отличать шахматные фигуры от пешек, нужно усложнить задачу: ведь у и каждой фигуры – короля, ферзя, коня, ладьи и слона – тоже есть свое место.

Методика Береславского: «Даже трехлетний ребенок способен обставить вас в шахматы!»

После того, как с расстановкой фигур разобрались, можно переходить к более сложным упражнениям. Например, сыграть в игру «Прогулять лошадку». Шахматный конь ходит буквой Г, на две клетки вперед и одну в сторону. Пусть конь начинает свое путешествие в нижнем левом углу (это клетка черного цвета, которая обозначается А1) и отправляется к левому верхнему, затем скачет к верхнему правому, и наконец спускается к нижнему правому. Лошадка посетила все углы и может возвращаться домой!

*  *  *

Постепенно, шаг за шагом, ваш малыш естественным образом постигнет искусство игры в шахматы. При этом ребенку может быть около 4, и даже 3 лет! Естественным образом, без нотаций, сложных формулировок и объяснений эта игра сама собой даст малышу представление о логике, основах математики и геометрии… И вот вы уже глазом моргнуть не успеете, как любую науку ваша кроха будет осваивать легко, уверенно и с удовольствием!

А вы знакомы с методикой Береславского?Да, я слышала про методику Береславского. Но я не верю, что в три года ребенок может сознательно играть в шахматы. Интересная методика! И мы с моим малышом занимаемся по ней. Никогда не слышала про методику Береславского. Думается мне, что в наш стремительный век упражнения с шахматами — это уже явно устаревшая методика раннего развития детей.

Источник